Почему во время пандемии вырос спрос на MBA? Интервью порталу Executive.ru


С каким запросом менеджеры идут в бизнес-школы, и как меняются программы MBA?

Пандемия ускорила многие процессы и поставила бизнес перед необходимостью еще быстрее реагировать на изменения. О том, как меняется образование MBA и как бизнес-школы отвечают на новые вызовы, Executive.ru поговорил с руководителем специализации программы MBA «Маркетинг и продажи» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, старшим партнером агентства стратегического мышления «Маркеторика» Николаем Соустиным


Как изменились программы MBA во время пандемии

Executive.ru: Николай, расскажите, пожалуйста, изменилось ли образование МВА с приходом пандемии?

Николай Соустин: Изменения, которые сейчас происходят, обусловлены новыми условиями и новыми потребностями. Есть очевидные изменения, о которых все знают, такие как смена форматов. Наша школа очень быстро, не останавливаясь ни на один день, перешла в онлайн. Но интересно не это.

На фоне нестабильности вырос спрос на бизнес-образование в силу того, что старые модели разработки стратегии перестали работать. Мир так быстро меняется, и от разработки стратегии как некого статического документа с последующей ее реализацией мы переходим к стратегическому мышлению и способности мгновенно реагировать. Мы к такому не привыкли, многие десятилетия мы жили в рамках стабильного мира. Это раньше нам казалось, что в нем были изменения, но на фоне последних событий очевидно, что они возникали в более продолжительном периоде и были незначительны.

Сегодня изменения происходят быстрее, поэтому и реагировать надо быстрее, и стратегии менять быстрее. В целом бизнес развивается несмотря на все катаклизмы и проблемы. Появляется генерация молодых, энергичных менеджеров, которые хотят в этой неопределенности не только выжить, но и сделать бизнес сильнее. А наша бизнес-школа как раз сфокусирована на том, чтобы обучать людей в изменяющемся мире, чтобы они умели быстро реагировать и адаптироваться.

Наши программы МВА дают необходимую подготовку, помогают накачать интеллектуальную мышцу, не паниковать, не замирать по приказу рептильного мозга. Мы недавно проводили круглый стол, где наши выпускники рассказывали о том, как их бизнесы выросли в период пандемии в условиях отсутствия роста отрасли.

Executive.ru: Как ваша бизнеc-школа отвечает на эти вызовы?

Н.С.: В октябре у нас стартуют интерактивные программы МВА. Получив запрос от слушателей, мы запустили новые образовательные форматы — выходного дня (weekend) и смешанный (blended).

Мы поддерживаем тесную связь с нашими выпускниками, продолжаем с ними общаться после окончания учебы. Когда только началась пандемия, возникла нервозность. И в этот момент мы организовали ряд мероприятий. Мы записали обращения преподавателей, каждый из которых высказался по своей теме, провели круглые столы. Потому что людям нужна была как минимум психологическая поддержка.

Для нашей бизнес-школы изменения — постоянный и непрерывный процесс, который не связан с пандемией. Преподаватель нашей школы — концептуалист. Он перерабатывает очень большое количество материала и делает обобщения. Он изучает классические теории, новые теории, кейсы, ситуации и факторы, которые возникают на рынке. Все это перерабатывает и концептуализирует. И это безостановочный процесс.

Сейчас, конечно, произошли очень яркие события, которые меняют рельеф бизнеса, социальные и технологические взаимоотношения. Но те тренды, которые мы наблюдали, остались прежними.

Просто пандемия стала катализатором, ускорила многие процессы. То, что могло развиваться в течение следующих пяти лет, мы проскочили за полгода. У человека бизнеса нет времени читать, обобщать, отсеивать ненужное. Но как раз эту работу делают наши преподаватели — цвет профессионального сообщества, носители актуальных знаний.

Чем отличаются интерактивные программы MBA

Executive.ru: Вы сказали, что в октябре в вашей бизнес-школе стартуют интерактивные программы МВА. В чем особенность интерактивного формата? Чем он отличается от «не-интерактивного»?

Н.С.: Ни для кого не секрет, что для того, чтобы чему-то научиться, необходимо пропустить это через свои руки. Как в изречении, которое приписывают Конфуцию: «Скажи мне — и я забудупокажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я научусь».

В бизнес-образовании люди приходят за конкретными предметными знаниями. Поэтому мы в образовательном процессе проходим все три стадии. Сначала мы даем какие-то теоретические знания, потому что без понимания концепций и причинно-следственных связей не обойтись. Затем мы показываем примеры в виде чужих свежих кейсов. А дальше мы приглашаем к действию.

Слушатели должны трансформировать и конвертировать знания в образ действия. Причем образ действия должен быть нешаблонным, потому что у нас не ПТУ, где учат закручивать гайку нужным образом. Мы даем знания и навыки, которые позволяют создавать новые знания и концепции.

Если говорить об интерактивных форматах обучения, то, в первую очередь, это про мастерские. Есть нерешенный кейс реального заказчика. Команда получает эту задачу, иногда непосредственно из уст директора по маркетингу или генерального директора. Проект проходит через все мастерские по разным дисциплинам с разными преподавателями. Мы взаимоувязываем маркетинговую стратегию с процессами, которые надо выстроить, с IT, HR, объединёнными маркетинговыми коммуникациями. Мы постоянно его корректируем, то есть все происходит так же, как в реальной жизни. На выходе получается полноценный консалтинговый проект.

У нас есть «Стартап-лаборатория». Мы делим слушателей на команды, которые придумывают и разрабатывают стартап. Здесь тоже все как в реальной жизни. Перед тобой чистый лист. Ты начинаешь с кем-то разговаривать, собирать информацию, через пятые руки находишь одного эксперта, через него второго и так далее. Но, конечно, есть преподаватели, которые помогают методологически и интеллектуально пройти этот путь правильно, чтобы ты не спотыкался и получил достойный результат. Не обязательно, чтобы человек, который прошел стартап-лабораторию, создал свой бизнес. Он может быть и корпоративным предпринимателем, стать драйвером изменений внутри своей компании. Но у нас есть уже большое количество действующих бизнесов, которые выросли из таких стартапов и дипломных работ. Они вырастают, потому что чувствуют силу и уверенность.

У нас будет мастерская «Лучшие практики бизнеса» — большой выезд в крупную успешную компанию. Сейчас мы ведем переговоры с производителем строительных материалов «Технониколь». Мы приезжаем в компанию, ее руководители рассказывают нам об успехах, неудачах, особенностях. Они делятся с нами опытом, и такой визит помноженный на обучение очень заряжает энергией.

Также у нас есть «Консалтинг-клуб». Нашим слушателям хочется пользоваться теми знаниями, которые они получают. У нас ведь учатся разные люди. Например, пришел к нам учиться руководитель отдела логистики. Он получает знания в области маркетинга. Это означает, что у него нет полномочий принимать решения в области маркетинга в своей компании. Но «Консалтинг-клуб» дает ему возможность в боевых условиях участвовать в разработке решений. Он действует так, как если бы у него были все полномочия.

Часто кейс, требующий решения, приходит от самих слушателей, которые сталкиваются в работе с какой-то проблемой. Такие кейсы проходят отбор. После этого собирается группа людей, которые готовы помочь. Кейсы появляются в абсолютно разных областях, а участвуют в работе те, кому в данный момент это интересно и хочется тренировать интеллектуальную или управленческую мышцу.

Каждый год в феврале мы совершаем переход через Байкал. Это серьезная стратегическая работа. Участники делятся на команды, вырабатывают стратегию преодоления этапов. Это очень интересный процесс: и командообразование, и выработка командных решений. Все как в бизнесе, но только в экстремальных условиях.

Конечно, помимо всего этого у нас есть и открытые лекции, и мастер-классы. Да и в целом все занятия проходят в интерактивном режиме. Вся наша инфраструктура работает на то, чтобы мы могли быстро собираться в группы, решать кейсы, делать и презентовать проекты. Занятия подразумевают не монолог, а постоянный диалог, комментарии, вопросы, разбор кейсов слушателей, мозговые штурмы. Также мы планируем в рамках определенных дисциплин вводить сценарные активности типа деловых игр. Интерактивность — красная нить, которая пронизывает весь образовательный процесс.

Executive.ru: Как слушателям получить максимальную пользу от обучения в таком формате?

Н.С.: Это тот формат, к которому человек изначально готов и склонен. Мы лишь следуем за нейрофизиологией. Когда человеку интересно, он максимально вовлечен. Просто нужно быть не «пассажиром», а активным участником. Но здесь важно, чтобы все это не превращалось в игру, и наша задача — создать баланс, при котором те концепции, что мы даем, будут поняты, осознаны, внутренне ментально переработаны и превратились в способность вырабатывать собственные уникальные решения. Мы даем прочный, надежный фундамент. Но строить бизнес, повышать его конкурентоспособность, выстраивать новые концепции должны уже сами люди.

Как выбрать нужную специализацию и форму обучения

Executive.ru: По каким специализациям программы МВА обучение проходит в интерактивном формате в вашей бизнес-школе? Как определиться с выбором нужной специализации?

Н.С.: «Финансы»«Стратегия»«Маркетинг и продажи». Обычно те слушатели, которые приходят на программу «Финансы» не испытывают проблем с выбором. У финансистов достаточно специализированный функционал. Но нередки случаи, когда человек выбирает между «Стратегией» и «Маркетингом и продажами».

Например, приходит генеральный директор или владелец, перед которым стоит задача — развитие бизнеса. С одной стороны, маркетинг и продажи отвечают этому запросу. С другой стороны, стратегический менеджмент также связан с развитием бизнеса. В таком случае я обычно предлагаю человеку закрыть глаза и представить себя через десять лет. Либо все эти десять лет ты управлял, либо ты бежал вперед и развивал бизнес. Надо определиться, что тебе по натуре ближе. Либо ты впереди на боевом коне (тогда маркетинг и продажи), либо ты руководишь битвой из штаба (тогда стратегический менеджмент).

Executive.ru: Вы лично общаетесь с такими людьми и помогаете им с выбором специализации?

Н.С.: Конечно. И я, и руководители других специализаций делаем это постоянно. Все подробно рассказываем, иногда не по одному разу. И по телефону, и очно встречаемся, чтобы помочь.

Executive.ru: Какие формы обучения сейчас доступны в бизнес-школе?

Н.С.: Есть вечерняя форма обучения, когда мы учимся три раза в неделю по вечерам с 18:30 до 21:20 и одну-две субботы в месяц с 10:00 до 16:50. В этом году как реакция на запрос рынка появилась новая форма выходного дня (weekend). Слушатели будут интенсивно учиться в пятницу, субботу и воскресенье с 10:00 до 16:50 через каждые три недели. И есть смешанный формат (blended). Он предполагает восемь очных модулей один раз в квартал продолжительностью в одну неделю. Между модулями дважды в неделю по четыре часа в будний день и субботу будут занятия онлайн — вживую, в дистанционном формате, не в записи.

В вечерней форме будут проходить занятия по специализациям «Стратегия», «Маркетинг и продажи». В форме выходного дня (weekend) — специализации «Стратегия», «Финансы», «Маркетинг и продажи». Смешанный формат (blended) доступен только слушателям специализации «Стратегия».

Executive.ru: Что касается форм обучения  меняется ли количество интерактивности в содержании всей программы MBA в зависимости от того, в какой форме учится слушатель (вечерняя, weekend, blended)?

Н.С.: Нет, не меняется. Количество интерактивности максимально во всех программах независимо от формы обучения. Просто в некоторых из них те же самые активности происходят не офлайн, а онлайн. Меняется форма, но не содержание.

Executive.ru: Форматы weekend и blended в большей степени рассчитаны на слушателей из других городов?

Н.С.: Не обязательно. Это больше связано с работой и индивидуальными ограничениями. Например, у нас есть слушатели, чья работа связана с ресторанным бизнесом, вечером они должны быть на боевом посту. Есть те, у кого важные совещания проходят вечером. Есть те, у кого плотный график командировок и проще отлучиться на неделю раз в квартал. Работа с форматами — это работа с запросом на снятие ограничений.

Пробные занятия и скидки

Executive.ru: Расскажите, пожалуйста, о пробных занятиях и консультациях с руководителями программ в Zoom. Для чего они нужны?

Н.С.: На мой взгляд, пробные занятия — это идеальный способ знакомства с бизнес-школой. Это как тест-драйв. Я могу бесконечно долго рассказывать о достоинствах автомобиля, но лучше прокатиться. Я могу рассказать, как классно у нас учиться, но лучше приходите и убедитесь сами. И если вы откажетесь учиться у нас, вы это сделаете осознанно, потому что, возможно, вы ищите что-то другое.

Наши пробные занятия — настоящие, живые, не специально для новичков организованные. К нам часто приходят абитуриенты перед поступлением. Говорят: «Я у вас полчасика посижу, посмотрю». Но группа буквально сама их затягивает. И вот они уже вовлечены в работу, креативят, генерят и остаются до самого конца.

Консультации с руководителями специализаций в Zoom у нас появились недавно. Это лучше, чем звонок по телефону, потому что вы видите собеседника, вербальные и невербальные сигналы, возникает взаимопонимание. Консультации в Zoom проводятся в фиксированное время, на них записываются несколько человек. И вы не только можете задать свои вопросы, но и услышать ответы на вопросы других людей, что часто бывает очень полезно. И здесь возникает групповая динамика. Но такие групповые консультации не отменяют индивидуальные по телефону. Вы можете оставить заявку, мы перезвоним и пообщаемся. Просто должна быть вариативность.

Executive.ru: Сейчас, в течение лета, у вас идут занятия, на которые можно прийти как на пробные?

Н.С.: Да, мы занимаемся до конца июня. Мы приглашаем и ждем всех желающих.

Executive.ru: На дне открытых дверей вы рассказывали, что можно получить скидку на обучение. Что и до какого срока потенциальные слушатели должны сделать для этого?

Н.С.: Если вы заключаете договор до 1 августа, стоимость обучения составит 870 тыс. рублей, после 1 августа — 950 тыс. рублей. Вам надо будет пройти тестирование и написать мотивационное письмо. Возможно, после мотивационного письма будет собеседование. Все это можно сделать за несколько дней.

Executive.ru: Для чего нужны мотивационное письмо и собеседование?

Н.С.: Хорошие результаты обучения определяют не только преподаватели, но и состав группы. Когда в группе занимаются интересные, замотивированные люди примерно одного диапазона развития в бизнесе, мы получаем мощный синергетический эффект. Мы это называем «перекрестное опыление» — участники обогащают друг друга. Они приходят из разных отраслей и обмениваются опытом.

Например, то, что не применяют металлурги, используют фармацевты. А мы помогаем им такой опыт преобразовать и применить в своей сфере, трансформировать под свои задачи. Бывает, что концепция один в один не подходит, но если ее немного видоизменить, то все складывается.

Вот так это и проявляется: на прочном фундаменте, который мы закладываем, слушатели создают свое новое, уникальное, конкурентоспособное. И «перекрестное опыление» людей из разных отраслей дает очень сильный эффект, который нельзя недооценивать. Мотивационное письмо и собеседование как раз помогают нам собирать такие сильные группы. Мы за этим внимательно следим, это наша осознанная стратегия.

 Дни открытых дверей по программам МВА в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ: https://mba.hse.ru/enrollee/open_day/ 


Источник статьи: https://www.e-xecutive.ru/education/mbarus/1994006-pochemu-vo-vremya-pandemii-vyros-spros-na-mba

Возврат к списку

Оцените ответ на вопрос
(0)
Комментировать ответ*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений